Комплектование

Если при сборке новых автомобилей действует в подавляющем большинстве принцип полной взаимозаменяемости деталей, то при ремонте его реализовать уже значительно сложнее. Это вызвано тем, что во время ремонта вместе с новыми деталями используются в допустимых пределах изношенные и детали, обработанные под ремонтный размер. Таким образом размеры. деталей здесь различные. Для качественного ремонта надо детали предварительно тщательно комплектовать, а иногда и подгонять. Основой для комплектования являются технические условия. Надо иметь в виду, чтобы сохранились как посадка соединения, так   и   предусмотренный   конструкцией  допуск  размерной   цепи.

В зависимости от требуемой посадки соединения, конструкции и размеров деталей — с допустимым они износом, номинального или ремонтного размера — применяются разные методы комплектования.

1.         По   принципу   полной   взаимозаменяемости,   без   подбора и   подгонки  деталей.   Так   комплектуются   подшипники   качения с шейками и гнездами для них, шейки коленчатого вала с вкладышами, карданные сочленения и др.

2.         Без замера деталей,  на  глазок.  Так  подбираются детали шлицевых   соединений   с   подвижной   посадкой:   первичный   вал коробки  передач  и  ведомый диск сцепления,  синхронизаторы  и вторичный  вал  коробки   передач,   соединения  карданного  вала и др. Клапаны и толкатели двигателя должны в своих втулках опускаться   под   собственным   весом,   без   ощущаемого   зазора в них. Смазанный поршневой палец должен входить во втулку шатуна   под  давлением   пальца   руки   (   88).   Качество  такого комплектования зависит от  навыков  и добросовестности  комплектовщика. Требуется и большое количество деталей, чтобы было из чего выбирать.

3.         Замером  одной, двух  или нескольких деталей.  Так комплектуются втулки распределительного вала с их гнездами в блоке цилиндров и промежуточный вал коробки передач с шестернями.

4.         Замером зазоров между деталями с применением при этом калибров, индикаторных часов и приспособлений. Так комплектуется   шлицевое  соединение   (   89).   Шестерня  закрепляется, а   вал   может   на   опорах   поворачиваться.   Индикаторные   часы показывают зазор в соединении. На  90 показано определение   зазора   в   зубчатой   передаче.   Это   можно   сделать   двумя способами.  Нижняя  шестерня закреплена,  а верхняя поворачивается в пределах зазора. Индикаторные часы 3 опираются на равноплечий   угловой   рычаг   4   и   показывают   действительный размер зазора. Индикаторные часы 2 опираются на рычаг / длиной L и показывают размер в L/R раза больше зазора. Для получения действительного зазора показание индикаторных часов делят на отношение L/R. Такой способ замера более точен.