Балансирование

Вращающиеся детали быстроходных двигателей требуют точного балансирования. Неуравновешенность деталей (дисбаланс) ускоряет износ опорных деталей. Возникающие вибрации разрушают кузов, ломают детали, раздражают пассажиров, утомляют водителя и ухудшают управляемость автомобиля. Дисбаланс вызывают неравномерное распределение массы детали, остаточные деформации детали после ее термообработки, неточная механическая обработка детали, эксплуатационные деформации и т. д.

Различают три вида неуравновешенности: статическую, динамическую и смешанную.

Статическая неуравновешенность встречается у деталей типа «диск»: маховик, диски сцепления, шкивы и др. Если центр тяжести детали не находится на оси вращения, то на неподвижную деталь действует статический момент, а при вращении возникает центробежная сила, прямо пропорциональная квадрату частоты вращения детали.

Статическую неуравновешенность можно определить довольно простыми приспособлениями. В одном случае ( 103, а) насаженную на оправку деталь кладут на горизонтальные призмы, в другом ( 103, б) — на пары дисков, вращающихся на шариковых или игольчатых подшипниках. Между прочим, второй способ тем чувствительнее, чем большего диаметра диски. Более тяжелая сторона повернется книзу. Для уравновешивания с тяжелой стороны высверливают металл (маховик, шкив) или добавляют на легкую сторону (ведомый диск сцепления). Деталь считается сбалансированной, если она останавливается в случайных положениях.