Сварка алюминия

При сварке ковкого чугуна опасность его отбеливания еще выше, чем при сварке серого чугуна. Поэтому его надо сваривать при температуре ниже 950 °С, что исключает распад углерода отжига.

Наилучшие результаты сварки серого и ковкого чугуна дает разработанная на основе никеля электродная проволока ПАНЧ-11 и ПАНЧ-12 диаметром 1,2 мм. Сварочный ток 100... 140 А, напряжение дуги 14...18 В, сварочный полуавтомат марки А-547-У. Шов может быть обработан режущим инструментом.

Довольно хорошие результаты дает пайка чугуна. Особенно важно это тогда, когда нужна дальнейшая механическая обработка шва, а вышеприведенных электродов нет. В этом случае для пайки применяют припои ЛОК и ЛОМНА. Более подробно см. подразд. «Пайка».

Сварка алюминия. Многие детали автомобиля изготовлены из сплавов алюминия и кремния — силуминов. У блоков цилиндров двигателя, головок блока, картеров сцепления, корпусов водяных насосов и др. встречаются дефекты, которые устраняются сваркой.

Сварка алюминия и его сплавов затруднена по следующим причинам:

алюминий очень интенсивно реагирует с кислородом и поэтому его поверхность всегда покрыта окисью. Температура плавления окиси 2050 °С, а алюминия 650 °С (силумина АЛ-4 — даже 530 °С). Следовательно, окись остается нерасплавленной, твердой. Так как окись алюминия тяжелее, то она остается во шве или даже опускается на дно сварочной ванны. Все это ослабляет шов. Из-за невозможности восстановления окиси применяют растворяющие флюсы, в которых окись поднимается на поверхность сварочной ванны;