Шестерни с обломанными или выкрошенными зубьями

Шестерни с обломанными или выкрошенными зубьями выбраковывают. Износ зубьев оценивают по толщине зуба или зазору в зацеплении, который может быть до 0,2 мм. С изношенным торцем зубчатого венца не зацепляется синхронизатор и передача выключается.

На поверхности качения, шариках и роликах подшипников не должно быть повреждений. Подшипники должны поворачиваться плавно и бесшумно. Осевой люфт в подшипниках допускается до 0,5 мм, радиальный — не более 0,05 мм.

Рабочие поверхности валов должны быть гладкими, без повреждений. Допускаемое биение и износ шлицев валов даны в технических условиях.

Рабочая кромка самоподжимного сальника должна быть совершенно целой. Износ кромки допускается до ширины 1 мм. Ослабленную пружину сальника можно укоротить на несколько витков.

Перед сборкой детали смазывают тонким слоем трансмиссионного масла. Новые подшипники монтируются с заводской смазкой. Для облегчения сборки можно детали смазать солидолом (иглы подшипников, упорные шайбы, детали синхронизатора и др.). Устанавливают новые прокладки. Резьбу болтов, проходящих через корпус, смазывают высыхающим герметикой, изготовляемым из клея БФ-2, смешанного с тальком до консистенции сметаны. Подшипники напрессовывают на валы, прикладывая силу к напрессовываемому кольцу. При этом надо избегать ударов молотком, но в случае необходимости применяют мягкую проставку (трубу).

Устанавливая новые шестерни, проверяют зазор в зацеплении в трех местах через 120°. Пятно контакта в зацеплении проверяют краской.

Проверяется износ блокировочных колец синхронизатора ( 190). У новых деталей зазор между зубчатым венцом и блокировочным кольцом а= 1,15...1,95 мм, а ширина гребня резьбы Ь = 0,08...0,15 мм. Если вследствие износа а уменьшается до 0,5 мм или b увеличивается до 0,3 мм, то кольцо надо заменить. Новое кольцо должно плотно садиться на конус. Для проверки кольцо сильно прижимают к конусу и приподнимают шестерню. Если детали распадутся, то кольцо притирают к конусу. Площадь соприкосновения (проверяется на краску) должна быть не менее 80 %. Глубокие риски на конусных поверхностях недопустимы.