Ремонт генераторов постоянного тока

Если отсутствует зарядный ток, то в обмотках генератора обрыв или короткое замыкание. Большой зарядный ток возникает из-за короткого замыкания между клеммами Я и Ш или в проводах, генератор и реле-регулятор. Колебания зарядного тока вызваны загрязнением коллектора или щеток, малой контактирующей поверхностью щеток, заеданием щеток, слабыми пружинами щеток, проскальзыванием приводного ремня или неисправностью реле-регулятора.

Генератор можно проверить, не снимая с автомобиля. Для проверки генератора в режиме электродвигателя снимают приводной ремень, провода и обруч, закрывающий щетки. Затем генератор соединяют с аккумуляторной батареей по схеме, изображенной на  280, а. После трехминутной работы в режиме электродвигателя измеряют силу потребляемого тока, которая не должна превышать 5 А. Якорь должен вращаться плавно с еле заметным искрением на щетках.

Для проверки в режиме генератора снова надевают ремень и собирают электрическую схему ( 280, б). Тахометром / измеряют частоту вращения якоря. Сначала проверяют, при какой частоте вращения генератор дает номинальное напряжение без нагрузки. Затем выключателем 3 подключают в цепь реостат 4, которым создают ток нагрузки, и измеряют новую частоту вращения якоря. Контрольные данные генераторов приведены в табл. 28.

Неисправный генератор снимают с автомобиля и разбирают. Обмотки   генератора   сушат   около   часа   при   температуре  80...100 °С. Осматривают провода и обмотки. Износ деталей, биение якоря и коллектора и натяжение пружин проверяют измерительными инструментами. Изоляцию проводов и деталей проверяют контрольной лампой напряжением 220 В. Один конец провода соединяют с «массой», а другим концом касаются проверяемых мест. Если в течение одной минуты лампа не загорается, то изоляция исправна.

Винты крепления полюсных сердечников отворачивают пресс-отверткой ( 281). Межвитковое замыкание катушек обмотки возбуждения можно обнаружить с помощью омметра, измеряя сопротивление обмотки. Обмотки якоря проверяют прибором Э236.