Отклонения в точности взаиморасположения

Отклонения в точности взаиморасположения рабочих поверхностей выражаются в нарушениях параллельности и перпендикулярности осей и плоскостей, межосевого расстояния, соосности, торцевом биении и др. Они вызываются неравномерным износом поверхностей, напряжениями в деталях, перегрузками во время работы и др.

Так, у коленчатого вала двигателя встречается биение шеек друг относительно друга, непараллельность шатунных и коренных шеек, торцевое биение фланца маховика и отклонения в радиусах колен. Отклонения в расположениях поверхностей наблюдаются часто у корпусных деталей. Блоки цилиндров коробятся и возникает несоосность постелей коренных подшипников, непараллельность осей постелей и втулок распределительного вала, нарушение расстояния между ними, неперпендикулярность осей коленчатого вала и цилиндров и т. д. Из-за таких нарушений возникают дополнительные нагрузки, которые ускоряют износ деталей или могут даже вызвать их поломку.

Механические повреждения являются следствием недопустимых нагрузок на детали или потери ими усталостной прочности. В результате этого появляются трещины, изломы, изгибы, скручивания, коробления и т. д.

Трещины возникают обычно в деталях, работающих при знакопеременных нагрузках в районе концентраторов напряжений (отверстия, галтели, пазы и др.). Они появляются в рамах, кузовах, валах, поворотных цапфах.

Детали ломаются вследствие усталостных изломов или больших ударных нагрузок. Деформации вызываются динамическими нагрузками. Чаще всего деформируются коленчатые валы, шатуны, карданные валы, детали подвески, рамы и кузова.

Коррозия  возникает  при  соприкосновении деталей  с  корродирующей средой. Появляются сплошные окисные пленки или местные пятна и раковины. Коррозию можно встретить на рабочей поверхности выпускных клапанов, в верхней части цилиндров двигателя, головках блока, кузовах, подвеске.