Незначительные риски и задиры на шейках вала

Вынутый из блока коленчатый вал промывают. Выкручивают пробки из щек и полости; масломагистрали прочищают от загрязнений. Перед закручиванием пробок все продувают сжатым воздухом.

Коленчатый вал внимательно осматривают. Любые трещины недопустимы. Особенно тщательно осматривают галтели — переходы от шеек к щекам коленчатого вала, так как усталостные трещины возникают в первую очередь там.

Коленчатый вал деформируется под действием нагрузок и остаточных напряжений. Для проверки деформации коленчатый вал устанавливают крайними коренными шейками на призмы. Если биение средней шейки превышает 0,025 мм, то вал правят.

Незначительные риски и задиры на шейках вала устраняют тонкозернистой наждачной бумагой и последующим полированием, для чего применяют деревянные клещи ( 148). В них

зажимают войлок, на который намазывают полировочную пасту, смешанную с маслом. При износе шеек возникают отклонения и в их конфигурации, в основном овальность, а в некоторых случаях и конусность. Если отклонения превышают 0,03 мм или на шейках видны заметные повреждения, то все шейки перешлифовывают под ремонтный размер.

В запасные части выпускают вкладыши, внутренний диаметр которых уменьшен на 0,05 мм. Их применяют при текущем ремонте, когда шейки коленчатого вала настолько же изношены. Если таких вкладышей нет, то шейки перешлифовывают под ремонтный размер. Допустимый износ шатунных шеек коленчатого вала 0,05 мм и коренных 0,07 мм.

Ремонтные размеры шеек коленчатого вала отличаются друг от друга на 0,25 мм. У коленчатого вала двигателя МеМЗ имеется только один ремонтный размер: —0,25 мм. Ремонтные размеры коленчатых валов двигателей ВАЗ и «Москвич-412»: —0,25; —0,50; —0,75 и —1,0 мм. У коленчатых валов двигателей ЗМЗ-24 вдобавок к предыдущим имеются еще ремонтные ра3" меры —1,25 и —1,50 мм. Размеры выбиты на тыльной стороне вкладышей.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничивают первая (ЗМЗ, МеМЗ), средняя («Москвич-412») или задняя (ВАЗ) коренная шейка вала. Их торцевые поверхности должны быть зеркально гладкими, без рисок и задиров. Осевой зазор коленчатого вала допускается у двигателей МеМЗ 0,04...0,265 мм, «Москвич-412» 0,05...0,29 мм, ВАЗ 0,055...0,265 мм и ЗМЗ 0,075...0,175 мм. Необходимый зазор обеспечивается подбором толщины ограничительных шайб.