Контроль-сортировка

Вымытые и очищенные детали контролируют и сортируют на годные, восстанавливаемые и негодные. Контроль осуществляется по техническим условиям (ТУ), которые оформляются картой отдельно на каждую деталь. В табл. 5 показан пример контрольно-сортировочной карты на ступицу шкива коленчатого вала.

На карте имеется номер детали. Начало номера указывает на марку автомобиля. В карте есть данные о материале, термообработке и механических свойствах детали. Кроме того, на карте приведен эскиз детали с цифровыми обозначениями дефектов, перечень дефектов, способ их обнаружения и размеры детали: номинальный и допустимый без ремонта. И заключение: что делать, как ремонтировать. Но заключение «браковать» иногда окажется преждевременным, так как при отсутствии новой детали надо искать возможность восстановить по ТУ забракованную деталь.

В автомобиле чаще всего возникают следующие неисправности:

отклонения размеров рабочих поверхностей и изменение их геометрической формы;

отклонения в точности взаиморасположения рабочих поверхностей;

механические повреждения;

коррозия;

изменение физико-механическких свойств материалов.

Размеры изменяются из-за износа. Обычно износ бывает неравномерный, поэтому ему сопутствует изменение геометрической формы — овальность, конусность, бочкообразность и др. Например, цилиндр двигателя изнашивается на конус и на овал. Наибольший износ в районе верхнего поршневого кольца, так как там наибольшая температура и давление и из-за этого наихудшие условия смазки. Овальность появляется вследствие неравномерного давления поршня на стенку цилиндра. Наибольшее давление возникает в плоскости движения шатуна. Овальность может быть вызвана и деформацией блока, возникающей при неправильной затяжке болтов крепления головки блока.

Шейки коленчатого вала изнашиваются неравномерно. Так, наибольший износ шатунных шеек возникает со стороны коренных шеек, так как эти места постоянно нагружены инерционными силами.