Качество и продуктивность притирки

Качество и продуктивность притирки существенно зависит и от смазывающих веществ. Чаще для этих целей применяют скипидар, керосин, минеральное масло, животные жиры, а для точной притирки — спирт или авиабензин.

Обрабатываемую поверхность и притир промывают в бензине или керосине и протирают ветошью. Твердые абразивные зерна предварительно вдавливают в притир. Мягкую абразивную пасту намазывают на обе поверхности.

На  70 показана притирка поршневого кольца; этим достигается нужный зазор между кольцом и поршневой канавкой. Плита покрывается абразивным порошком. Кольцо устанавливают в канавку деревянной оправки, которую перемещают круговыми движениями по плите. Перед заменой крупнозернистого абразива более мелкозернистым плита тщательно промывается. Иначе в дальнейшем крупные зерна будут царапать притираемую поверхность.

Наружные цилиндрические поверхности обычно обрабатывают на токарных станках, а при их отсутствии — на сверлильных. Детали с большим диаметром притирают притиром, похожим на плоский напильник (см.  69, г), для деталей меньшего диаметра притиром является регулируемая втулка 2 ( 71). Деталь закрепляют в патроне или, в центрах. Втулку смазывают внутри абразивом, устанавливают в скобу 3, надевают на деталь 1 и слегка стягивают болтом 4. Притир передвигают рукой взад-вперед вдоль вращающейся детали.

Конические краны и клапаны притирают обычно без притира, друг по другу. При притирке клапана двигателя ( 72) под клапан ставят слабую пружину, которая сможет поднять клапан. Тарелку клапана соединяют с коловоротом через присоску. При ее отсутствии можно на тарелку приклеить битумом круг из толстого картона или пластмассы, в середине которого имеется прорезь под лезвие широкой отвертки. Позже битум смывается бензином. Клапан поворачивают взад-вперед, уменьшая в конце поворота давление, так, что пружина поднимет клапан. Угол поворота одного двойного хода 45...90°, причем при каждом коде в одну сторону (например, по часовой стрелке) несколько больше. Таким образом через некоторое время клапан делает полный оборот. На притертых поверхностях клапана и седла возникает ровная непрерывная матовая полоса. Ни в коем случае нельзя клапан проворачивать вкруговую, так как тогда на поверхности появятся кругообразные риски и герметичности не будет.

Для увеличения долговечности притирку клапана заканчивают пастой ГОИ, смешанной с керосином. При этом на клапане появится блестящая полоса. Для проверки герметичности клапанов в собранную с клапанами и пружинами головку наливают керосин. Если в течение 6 мин течи  нет, то притирка удалась.