Биение шестерен
Биение шестерен проверяют индикаторными часами. Для
выявления контактного пятна зацепления на зубья ведущей шестерни наносят
тонкий слой контрастной краски и проворачивают шестерню. В передаче создается
(хотя бы рукой) нагрузка, чтобы краска перенеслась на зубья ведомой шестерни.
По форме и расположению пятна ( 98) заключают о характере
зацепления. Пятно должно быть по меньшей мере 2/3 длины зуба. У конических
шестерен без нагрузки пятно должно находиться ближе к узкому концу зуба (
99). Под нагрузкой и после приработки это пятно удлинится. Точности требует
регулировка пары конических шестерен главной передачи ( 100), особенно
гипоидной. Чтобы расположение контактного пятна было постоянным, подшипники
валов шестерен должны быть предварительно правильно отрегулированы.
Зазор в зацеплении измеряют в трех местах через 120°
щупом, индикаторными часами или через зацепление пропускают кусок свинцовой
проволоки, толщина которой позже измеряется.
Сборка подшипникового узла. Посадки колец подшипника
качения разные: вращающееся кольцо насаживается с натягом, а неподвижное — с
переходной посадкой или зазором. Это обусловлено несколькими
обстоятельствами. Из-за натяга наружное кольцо сужается, а внутреннее
расширяется. Вследствие этого зазор в подшипнике уменьшается и при нагреве
подшипник может заклинить. Обычно подшипник нагружен односторонне.
Следовательно, неподвижное кольцо изнашивалось бы с одной стороны. Кольцо с
переходной посадкой или с зазором может при работе время от времени провернуться
и поэтому изнашивание будет равномернее и увеличится срок службы подшипника.
Если оба кольца собрать с натягом, то такой узел трудно разобрать, а иногда
даже невозможно без разрушения подшипника.
|