Биение шестерен

Биение шестерен проверяют индикаторными часами. Для выявления контактного пятна зацепления на зубья ведущей шестерни наносят тонкий слой контрастной краски и проворачивают шестерню. В передаче создается (хотя бы рукой) нагрузка, чтобы краска перенеслась на зубья ведомой шестерни. По форме и расположению пятна ( 98) заключают о характере зацепления. Пятно должно быть по меньшей мере 2/3 длины зуба. У конических шестерен без нагрузки пятно должно находиться ближе к узкому концу зуба ( 99). Под нагрузкой и после приработки это пятно удлинится. Точности требует регулировка пары конических шестерен главной передачи ( 100), особенно гипоидной. Чтобы расположение контактного пятна было постоянным, подшипники валов шестерен должны быть предварительно правильно отрегулированы.

Зазор в зацеплении измеряют в трех местах через 120° щупом, индикаторными часами или через зацепление пропускают кусок свинцовой проволоки, толщина которой позже измеряется.

Сборка подшипникового узла. Посадки колец подшипника качения разные: вращающееся кольцо насаживается с натягом, а неподвижное — с переходной посадкой или зазором. Это обусловлено несколькими обстоятельствами. Из-за натяга наружное кольцо сужается, а внутреннее расширяется. Вследствие этого зазор в подшипнике уменьшается и при нагреве подшипник может заклинить. Обычно подшипник нагружен односторонне. Следовательно, неподвижное кольцо изнашивалось бы с одной стороны. Кольцо с переходной посадкой или с зазором может при работе время от времени провернуться и поэтому изнашивание будет равномернее и увеличится срок службы подшипника. Если оба кольца собрать с натягом, то такой узел трудно разобрать, а иногда даже невозможно без разрушения подшипника.