Хромирование

При ремонте автомобилей хромирование применяют для восстановления изношенных деталей и для нанесения декоративно-защитных покрытий. У хромовых покрытий большая твердость и лучшая износостойкость, чем у закаленных сталей. Эти покрытия коррозионно- и теплостойки и прочно сцепляются с основным металлом.   С  другой   стороны,   хромирование   является  дорогостоящим и малопроизводительным процессом, покрытие толщиной более 0,3 мм низкого качества и хром не смачивается маслом.

При хромировании применяют нерастворимые аноды, состоящие из сплава свинца и сурьмы. Катодом является покрываемая деталь, а электролитом водный раствор серной кислоты и хромового ангидрида. Соотношение между серной кислотой и хромовым ангидридом обычно 1:100. В зависимости от концентрации хромового ангидрида различают электролиты с низкой, средней и высокой концентрацией, при помощи которых получают различные покрытия. На свойства покрытий существенно влияют плотность тока и температура электролита. Изменяя их, можно, получать блестящие, молочные и матовые покрытия.

Блестящие покрытия тверды, износостойки и хрупки. На их поверхности можно заметить микротрещины. Молочные покрытия обладают хорошей износостойкостью, большой вязкостью и меньшей твердостью. Матовые покрытия тверды, хрупки и с меньшей износостойкостью.

При хромировании в покрытии возникают растягивающие напряжения, которые приводят в хрупком покрытии к трещинам. Усталостная прочность деталей из-за этого снижается до 30 %.

Так как хром не смачивается маслом, то в трущихся парах может возникнуть сухое трение и вследствие этого задиры. Этот недостаток хромового покрытия устраняется пористым хромированием. Для этого деталь, имеющая на покрытии микротрещины, переключается в конце хромирования на анод. Вследствие этого на поверхности детали появляются микропоры, которые удерживают масло. Пористым хромом покрыты, например, поршневые кольца.