Железнение

Железнением называют нанесение электролитического железа на детали. При ремонте автомобилей железнение применяют для восстановления изношенных поверхностей деталей. По сравнению с хромированием у железнения КПД в 6 раз больше. Процесс железнения может проходить в 15 раз быстрее и толщина покрытия может достигать 1,5 мм. А химические компоненты более доступны и дешевле. В то же время покрытия достаточной твердости и износостойкости, сравнимые с закаленной сталью марки 45.

Применяют растворимые аноды, которые изготовляются из малоуглеродистой стали. Из анода по мере растворения в ходе электролиза выпадает шлам. Чтобы электролит не загрязнился, анод помещают в мешок из шерстяной или стеклоткани.

Электролитом является водный раствор хлористого железа FeCl2-  4H2O  и  соляной   кислоты,   куда   при  надобности  добавляются и другие компоненты. Так, например, хлористый марганец МпСЬ- 4Н'гО улучшает сцепление покрытия с основным металлом, а хлористый никель NiCU- 4НгО повышает износостойкость.

Изменяя концентрацию компонентов и температуру электролита, а также плотность тока, можно получить покрытия с разными свойствами. Например, при электролите с малой концентрацией и низкой температурой и при большой плотности тока получается тонкое, но достаточно твердое покрытие.

Из-за возникновения при железнении растягивающих напряжений усталостная прочность деталей уменьшается до 30 %. Ее можно повысить отпуском деталей при температуре 450 °С, но при этом снижается твердость поверхности детали.

Целесообразно восстанавливать железнением изношенные шейки валов и отверстия под подшипники. Но при железнении крупных деталей в ваннах придется затрачивать много труда для изоляции больших поверхностей. Для упрощения работы успешно применяют вневанное проточное железнение ( 132). В восстанавливаемом месте создается микрованна, в которой находится анод. Проточный электролит позволяет повысить плотность тока, и процесс ускоряется в 10...15 раз. Применяется и беспроточное вневанное железнение ( 133).