Сверление и развертывание

Отверстия изготовляют чаще всего сверлением ( 45, а). Отверстия диаметром до 30 мм сверлят за один проход. Если же диаметр отверстия более 30 мм, то предварительно просверливают отверстие диаметром 16...20 мм.

Литые, штампованные или предварительно просверленные отверстия могут быть обработаны зенкерованием ( 45, б). У зенкера больше режущих кромок и он более жесткий, чем сверло. Поэтому зенкерованием отверстия достигается большая точность и производительность, чем при рассверливании.

Развертыванием ( 45, в) получают точную и чисто обработанную поверхность. Но при этом нельзя изменить положения оси отверстия, так как на торце развертки режущие кромки отсутствуют.

Зенкованием ( 45, г) обрабатывают нужные углубления под болты, шурупы и заклепки.

Цекованием ( 45, д) выравнивают поверхность под головку болта, шайбу или гайку.

Простейшим является перовое сверло ( 46, а). Им можно сверлить неответственные отверстия диаметром до 25 мм. Перовое сверло быстро затупляется и легко смещается в сторону от оси отверстия.

Обычно сверлят спиральными сверлами ( 46, б), которые изготовляются из углеродистой инструментальной стали или снабжаются пластинками из твердого сплава. При сверлении малых и   средних   отверстий   диаметром   0,25...20   мм   цилиндрический хвостовик сверла закрепляют в патрон станка. Сверла большего диаметра с коническим хвостовиком закрепляют в отверстии шпинделя станка.

Центровые отверстия в деталях сверлят центровочными сверлами  ( 46, в).

Спиральное сверло (, 46, б) состоит из рабочей части, шейки и хвостовика. Хвостовик передает большие крутящие моменты и служит для выбивания сверла из шпинделя станка. Рабочая часть делится на режущую и направляющую части. У режущей части имеется два режущих зуба и связывающая их сердцевина. Стружка движется по передней поверхности. Направляющие ленточки направляют сверло, калибруют отверстие и уменьшают трение между отверстием и сверлом. Режущие кромки режут стружку. Рабочая часть сверла делается конической — в режущей части диаметр больше, чем в конце рабочей части. Это уменьшает трение.