Сборка соединений

Сборка узлов, агрегатов и автомобиля состоит из многих операций. Обычно это сборка резьбовых, прессовых, шпоночных, шлицевых, конических соединений, зубчатых передач и подшипникового узла.

Сборка резьбовых соединений. От общего объема сборочных работ автомобиля сборка резьбовых соединений составляет примерно одну треть.

Важнейшим свойством болтов, винтов, шпилек и гаек является их прочность. Это зависит от размеров, материала и их термообработки. В ответственных соединениях применяют резьбу с мелким шагом, так как при том же диаметре они выдерживают больший момент затяжки и обеспечивают более точную регулировку. По стандарту болты и тайки делятся на разные классы по прочности. Классность можно определить примерно на глаз — резьбы низкой классности не имеют защитного покрытия, шероховаты и легко подпиливаются

Резьба должна быть чистой, без повреждений. Помятости исправляются леркой,  а если ее нет, то по резьбе взад-вперед проворачивают стальную гайку или подправляют резьбу надфилем. Особенно тщательно надо проверить резьбу, которая ввертывается в алюминиевые или чугунные детали, потому что даже небольшая помятость резьбы болта может сорвать резьбу в детали.

В стальные детали болт ввертывается на длину не более одного-двух диаметров болта. Дальше вворачивать нет смысла, так как нагрузку воспринимают в основном только первые нитки резьбы. В глухих отверстиях обязательно проверяется их чистота. Если в отверстиях блока цилиндров под болты крепления головки блока есть вода или масло, то при заворачивании болтов или шпилек блок может треснуть.

Шпильку заворачивают до конца и так сильно, чтобы при отворачивании даже туго затянутой гайки она не вывернулась. Шпильки заворачивают шпилечным ключом. Если же его нет, то на верхний конец шпильки наворачивают две гайки. За верхнюю гайку шпильку заворачивают, а провернув нижнюю, освобождают гайки. Шпилька должна быть перпендикулярна к плоскости детали. Ни в коем случае нельзя править завернутую шпильку, так как она может легко сломаться. Погнутые шпильки заменяют, но при необходимости вывернутую шпильку правят на рихтовочной плите. Для обеспечения герметичности резьбу смазывают суриком. Хорошо годится для этого и герметик, который готовят из клея БФ-2 и талька, смешивая их до густоты сметаны.