Сборка двигателя

Перед сборкой детали двигателя промывают, так как абразивные частички не только ускоряют износ деталей, но могут вызвать и задиры, заклинивания деталей, выплавление подшипников и др. Особенно тщательно прочищают масломагистрали. Детали обтирают тканевыми салфетками, так как от ветоши на деталях остаются нитки. На трущиеся пары намазывают чистое моторное масло. Шпильки заворачивают в отверстия плотно. Если требуется герметичность, то их резьбу предварительно смазывают уплотнительной мастикой или суриком.

При сборке резьбовых соединений важны момент и порядок затяжки. Моменты затяжки ответственных соединений приведены в табл. 24. В обычных соединениях болты и гайки затягивают моментом в зависимости от диаметра резьбы: Мб 6...8 Н • м, М8 14...18 Н- м, М10 28...36 Н- м, М12 50...62 Н- м, М14 80...100 Н-  м и М16 ПО... 140 Н-  м.

Болты крепления головки блока затягивают в последовательности, изображенной на схемах  175. Крышки коренных подшипников коленчатого вала устанавливают по меткам. Фиксаторы вкладышей должны располагаться при этом с одной стороны. Проверяют осевой зазор коленчатого вала. Перед установкой поршней в цилиндры замки поршневых колец смещают друг относительно друга на 120 °С. Кольца сжимают коническим приспособлением ( 176) или изготовленным из стальной полосы обручем. Поршень ставится находящейся на нем меткой (стрелка, паз или буква П) в направлении переднего конца двигателя, а меткой «назад» — наоборот. Коленчатый вал, маховик и сцепление собирают по меткам, нанесенным на них перед разборкой.

По возможности устанавливают новые прокладки, предварительно намазав на соединяемые поверхности уплотнительную мастику. Прокладку головки блока покрывают порошковым графитом, что предотвращает ее пригорание к поверхностям. .Если распределительный вал находится в блоке, то на газораспределительных шестернях совмещают метки. Распределительный вал «Москвича-412» устанавливают вместе с головкой блока. Предварительно проворачивают коленчатый вал в положение, когда поршень первого цилиндра дойдет до верхней мертвой точки. В клапанной коробке совмещают метки / и 2 ( 177) на крышке подшипника и фланце вала. Если головка блока установлена, но цепной передачи еще нет, то ни в коем случае нельзя проворачивать ни коленчатый, ни распределительный валы, так как это может вызвать деформацию клапанов и поршней. Когда цепь надета на звездочки, соединяют ведомую звездочку с распределительным валом, сильно натягивая ведущую ветвь цепи. Устанавливают нижнюю крышку звездочек привода газораспределения, а следом верхнюю.