Резьба шатунных болтов и гаек

В новом двигателе все шатуны имеют одинаковую массу. Поэтому при разборке комплекты шатунов не раскомплектовывают. Заменяя шатун, надо проверить соответствие массы нового шатуна старому. Допустимое отклонение массы шатунов у двигателей «Москвич-412»,' ВАЗ и ЗМЗ-24 составляет 8 г. При необходимости массу шатуна можно несколько уменьшить, удаляя металл с выступа крышки шатуна.

Резьба шатунных болтов и гаек должна быть целой, не рваной и без помятостей. Внимательно проверяют шатунный блок. При малейшем подозрении на вытягивание болт заменяют, так как при изломе шатунного болта блок цилиндров оказывается неремонтопригодным.

В зависимости от устройства поршня (разрез, смещение отверстия под палец) шатун и поршень собирают вместе и устанавливают в цилиндр в определенном положении.

При сборке шатунно-поршневой группы двигателя МеМЗ сначала устанавливают стопорное кольцо в канавку отверстия под палец. Затем поршень нагревают в воде до температуры 80...85 °С. Шатун устанавливают в поршень так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена на цифры, находящиеся на стержне шатуна. Смазанный маслом палец входит в отверстие поршня под усилием руки. Тщательно проверяют правильное положение стопорных колец в канавках отверстия поршня.

Поршневая группа двигателя «Москвич» собирается таким же образом, только вместо цифр на стержне шатуна имеется выступ.

У поршня двигателя ВАЗ около бобышки имеется знак П (перед) и в нижней части стержня шатуна смазочное отверстие. При сборке они должны находиться в одной стороне.