Динамическая неуравновешенность

Простое приспособление для статического балансирования колеса показано на  104. На резьбовой стержень 2 накручивается фланец 3, который входит без зазора в отверстие обода. Точное положение фланца фиксируется гайкой 4 при последующей настройке. Приспособление с колесом вешают на шнур или трос 1. При дисбалансе колесо наклоняется в его сторону. Чувствительность приспособления тем больше, чем меньше а — расстояние между отверстием для подвески и центром масс колеса. Чувствительное положение находят изменением высоты фланца.

Динамическая неуравновешенность возникает у деталей типа «вал»: коленчатый вал, карданный вал. Центр масс находится на оси вращения, но в плоскости, проходящей через ось: имеется две неуравновешенные массы, создающие пару сил. Статически такая деталь уравновешена, а дисбаланс проявляется при вращении детали. Балансируется в специальных стенках.

Единицей дисбаланса является момент силы. Из-за того, что добиться полной уравновешенности трудно и неэкономично, в технических условиях приводится допустимый дисбаланс  (табл. 7).

Если соединить детали, которые отдельно взятыми имеют допустимый дисбаланс, то может случиться, что неуравновешенные массы суммируются неблагоприятно (попадут все в одну сторону)  и дисбаланс в целом превысит допустимый.

Вращаюшиеся узлы (коленчатый вал — маховик — сцепление, карданный вал) на заводе сбалансированы. Поэтому перед разборкой узла надо разметить их взаимное расположение, чтобы при сборке установить их в прежнем положении.