поршни и гильзы

Если поршни и гильзы комплектуются из одной группы, то обеспечивается зазор между ними 0...0,024 мм. По техническим условиям зазор должен быть в пределах 0,012...0,024 мм. Это проверяется протягиванием щупа толщиной 0,05 мм и шириной 13 мм между поршнем и гильзой  ( 92), Сила протягивания должна быть в пределах 35'...45 Н (3,5...4,5 кгс). Поршень вставляется в гильзу днищем вниз, а щуп находится между юбкой поршня и зеркалом гильзы с противоположной стороны от Т-образного  выреза  на  поршне.  Измеряют  при  температуре  20±3 °С.

Такое группирование поршней и гильз позволяет при текущем ремонте в какой-то мере компенсировать износ гильз установкой поршней большего диаметра. Если, например, у нового двигателя были установлены поршни группы А, то замеряют; действительный размер изношенной гильзы, чтобы подобрать новый поршень из группы большего диаметра. Это, конечно, предполагает возможность выбора в запасных поршнях.

Селектируются и поршневые пальцы. У двигателя ЗМЗ-24 их четыре группы с промежутками в 0,0025 мм. Из-за закаленности поршневые пальцы маркируются краской в сторону уменьшения диаметра: белый, зеленый, желтый и красный. Допуск изготовления поршневого пальца 0,01 мм. Таким же образом маркируются втулки верхней головки шатуна и отверстия в бобышках поршней под палец. При комплектовании этих трех деталей их маркировка должна быть у всех одинакового цвета.

Преимущество селективного подбора деталей состоит в том, что детали могут изготовляться сравнительно неточно, значит и дешево, но после разбивки их на группы можно скомплектовать детали с точной посадкой, следовательно, с большим ресурсом. Недостатком метода является резкое повышение номенклатуры деталей. Например, поршни комплектуются по трем параметрам: наружный диаметр, диаметр отверстия под палец и масса. Поэтому селективный подбор применяют только при комлектова-нии ответственных соединений.

Комплектование существенно влияет на надежность и долговечность ремонтируемого соединения.