Подшипники червяка

Подшипники червяка собирают с натягом. Это проверяют до установки вала сошки руля силой или моментом, нужным для поворачивания рулевого колеса. У автомобилей «Запорожец» и «Москвич» сила составляет 1,5... 2,5 Н (0,15...0,25 кгс), у «Волги» — 2...4 Н (0,2...0,4 кгс), а у ВАЗ момент 0,2...0,5 Н- м (0,02...0,05 кгс- м). Чрезмерный натяг ускоряет износ подшипников.

Осевой зазор между головкой регулировочного винта и пазом вала сошки руля не должен превышать 0,05 мм (0,07 мм у «Москвича»). При нарушении зазора заменяют регулировочную пластину. При небрежной установке вала сошки руля острые края шлицев режут кромку сальника. Для предотвращения этого кромку сальника отжимают приспособлением ( 207).

Зацепление червяка с роликом регулируют очень тщательно, так как тугое зацепление вызовет быстрый износ деталей, нарушит автоматическую стабилизацию передних колес и тем ухудшит устойчивость прямолинейного движения автомобиля, а в худшем случае рулевой механизм заклинит. Регулировку проверяют измерением силы или момента, необходимого для поворачивания обода рулевого колеса из среднего положения: у автомобилей «Запорожец» и «Москвич» сила 5 Н (0,5 кгс), у ГАЗ-24 — 8...12 Н (0,8...1,2 кгс) и у ВАЗ момент 0,9...12 Н- м (0,09... 0,12 кгс-   м).

Шаровые пальцы рулевых тяг снимают с помощью съемников ( 208). Если съемника нет, то к коническому гнезду прикладывают массивную металлическую опору (кувалду) и с другой стороны гнезда наносят молотком несколько резких ударов. По резьбовому концу пальца без проставки из мягкого металла ударять нельзя. Если шаровой палец так не вынимается, то на место конического соединения прикладывают тряпку, смоченную тормозной жидкостью, и через некоторое время повторяют описанную операцию.

Детали разобранного шарнира очищают и промывают. Изношенные и поврежденные детали заменяют. Расстояние между торцами вкладышей должно быть не менее 1,5 мм. Шарнир «Москвича» собирают с помощью приспособления ( 209). Предварительно детали смазывают, в наконечник вкладывают верхний опорный вкладыш, шаровой палец, нижний и нажимной вкладыши, пружину, резиновое кольцо и заглушку. Если приспособления нет, то нажимают на заглушку и устанавливают в канавку наконечника стопорное кольцо. Если после сборки качание пальца будет очень легким, то под заглушку подкла-дывают шайбу толщиной до 2 мм. Осевое перемещение пальца у шарниров «Москвича» должно быть не более 0,5 мм, а у ВАЗ — И. 1,5 мм. Защитный чехол заполняют у шарниров ВАЗ смазкой ШРБ-4, а у «Запорожца» и «Москвича» — Литолом-24. Заглушку промазывают уплотнительной мастикой, битумом или пластилином. Срок работоспособности шарнира зависит от его герметичности.

При износе втулку маятникового рычага надо подтянуть. Для этого, не снимая рычаг с автомобиля, расшплинтовывают гайку оси маятникового рычага и подтягивают гайку до исчезновения ощутимого люфта. Усил-ие, приложенное к концу маятникового рычага с подтянутыми втулками, должно быть у «Москвича» 50...100 Н  (5...10 кгс), у ВАЗ— 10...20 Н  (1...2 кгс).

После ремонта рулевого управления проверяют и регули-. руют углы установки передних колес.